Заселение русскими земли Вятской. Часть 2.

Добавить комментарий

Размышления о первых русских поселенцах на Вятской Земле по книге

А.Н. Вештомова «История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год»

Мы оставили наших переселенцев в тот момент, когда они сели на плоты в верховьях Чепцы и двинулись по направлению к Вятке, преодолевая сопротивление встречающихся на пути коренных жителей этих мест. Давайте проследим их дальнейший путь.

При таких нелегких обстоятельствах и проплыли русские всю Чепцу, а, неожиданно войдя в реку Вятку и поднявшись по ней вверх около 6 верст, увидели по правую сторону реки, на высокой горе укрепленное Вотское городище, защищенное глубоким рвом и валом .

(Это городище, по рукописи о Вятчанах, называлось по Вотски – Болвановским, вероятно потому, что близживущие Вотяки собирались в него для поклонения своим богам. Оно для них было священно. Здесь находилось много идолов и болванов, которых жители несли сюда, как богов, на помощь которых надеялись, при виде нежданного неприятеля, так же как и христиане молились на своих святых поборников).

Наши предки были поражены положением этого городища, его живописностью и красотой высокой горы, омываемой в своей подошве великою рекою. Просчитав все выгоды, которые предоставляло это природой укрепленное место, а так же рассчитывая, что здесь они на первое время будут надежно защищены, смогут удержаться в нем и начать заводить новые селения по другим местам Вятки. В итоге общим согласием решили отвоевать понравившееся городище у воти.

Для лучшего успеха в задуманном, вознесли молитву к Богу, обещав при взятии городища построить в нем церковь в честь мучеников Бориса и Глеба, а в подкрепление молитвы возложили на себя второй пост.

Nikulchino_00_Ikona.jpg

При таком обете они напали на городище и, несмотря на сильное сопротивление защитников, взяли его 24 июля 1181 года по Р.Х. (в 6689 году от мироздания) в день Бориса и Глеба.

Первым делом русские после взятия этого места построили храм во имя мучеников, а затем еще сильнее укрепили городище от нападения воти и переименовали его Никулицинымъ.

никульчинское городище

(Почему русские переименовали этот городок Никулицинымъ, не известно. Название это заимствовано от имени Николай, которое раньше произносилось как Никула или Микула. Но что за человек был этот Никула, остается только догадываться. Может то был святой Николай, особо чтимый христианами как угодник, а может среди них был человек с таким именем, особо предприимчивый,  разумный и уважаемый).

Итак, этот Никулицын городок стал впоследствии прародителем в этой стороне всех русских селений, а Церковь Бориса и Глеба была первой на Вятке христовой церковью.

(Была ли Церковь престольная или только часовня, доподлинно так же неизвестно. Скорее всего, в партии русских были люди духовного сословия, притом с саном священнодействия, иначе бы Церковь была без надлежащего разрешения построена).

Когда первая партия выходцев Новгородских добилась своего, найдя землю для поселения, тогда они известили об этом и вторую группу, оставшуюся при устье Камы, а те, немедленно  последовали их примеру.

Группа с камского городка, сев в суда и поднявшись по Каме до устья Вятки, не проскочив нужный отворот, вошли в нее.

Река Вятка была заселена в низовьях воинственным, в отличие от Воти, народом – Черемисами. Воть была расселена по Вятке только до устья Чепцы. Однако Черемисы не воспрепятствовали Русским подняться по реке до самых средних ее стран.

Хотя перевод фразы из книги Вештомова «…однакоже оной же воспрепятствовалъ Рускимъ подняться до самыхъ среднихъ ея странъ…», говорит об обратном, факт остается налицо – новгородцы продвинулись очень глубоко в наши земли.

Здесь русские увидели стоящее на берегу прекрасное черемисское городище, укрепленное рвом и палисадом, при виде которого русские остановились и по примеру первой партии решили утвердить здесь свое пребывание, отняв его у черемис.

korabl

Подготовив себя к этому по- христиански, то есть, вознеся молитвы Богу, они как первая группа призвали в помощники святых Бориса и Глеба и пошли приступом на городище, но взять его в первый день так и не смогли из-за сильного сопротивления черемисских жителей.

На второй день приступа были осчастливлены, так как большая часть черемис не смогла выдержать приступа русских, и разбежалась, а оставшиеся, не надеясь удержать городка, отворили ворота и сдались на милость неприятеля.

(При взятии этого селения, как пишут, русским помогло чудо, так как черемисам показалось количество нападающих настолько велико, что их охватил страх и принудил разбежаться. Чудо это или не чудо, только в глазах черемис, при неожиданном и жестоком нападении русских, это могло предстать таким, т.к. человек объятый страхом имеет рассеянные душу и чувства и малое кажется великим, а маловажное- важным.

Это подтверждается опытами и русской пословицей: «У страха глаза велики». Хотя никто не исключает, что русские могли применить против черемис хитрость, обманувшую их в числе.

Городище это называлось по-черемисски Кокшаръ, а по выговору русских – Кокшарово, речка при нем называлась Кокшаровка. В последствии времени его переименовали по-другому в Котельничъ, от слова Котелъ, из-за впадины, в которой стоит город).

герб котельнича

А сам котел появился и на гербе города Котельнича.

Раз уж обе партии новгородцев обустроились на одной реке Вятке, на расстоянии не более 100 верст между собой, то и должны были вскоре друг о друге узнать.

Первый такой случай произошел, когда случайно в лесу встретились два дровосека с той и другой стороны, которые рассказали о своих местах усадеб, а по возвращении домой, известили всех остальных.

дровосек рис

Узнав, таким образом друг о друге, и желая в этом удостовериться, послали по нескольку человек к месту первой встречи, о которой заранее было оговорено, чтобы поздравить соплеменников и подумать об общей безопасности. Благо, что к тому времени Воть, еще не оправившаяся от первого страха, позволяла новым поселенцам беспрепятственно осматривать места угодий по Вятке. С такими поручениями, посланные с двух сторон представители, после многочисленных размышлений, решили именем обоих обществ соединиться снова вместе и совместно решать возникающие проблемы.

Первым следствием этого решили для будущей безопасности от Воти и Черемис, а так же от поисков российских князей, построить на выгодном месте и укрепить новый городок.

Осмотрев по течению Вятки горные места, нашли одно такое, которое выгодно отличалось по своему положению. Место это находилось пониже Никулицына по Вятке около 12, а выше Кокшаровъ 90 верст на левом берегу реки на крутой, высокой горе, плоскость которой простиралась от берега в материк и называется ныне Баласковым полем.

(Это та, при реке Вятка гора, которая лежит от нынешнего города Вятка к югу за речкою и селом Хлыновкою).

Соответственно, согласно описаниям, речь идет о Чижевской горе (район Чижи-Лосево), где сейчас строится микрорайон «Солнечный берег» и находились поля Зонального института. В качестве Баласкова поля это тоже идеальное место, хотя его местоположение многие краеведы и историки тоже по-разному трактовали.

чижи

Потому, собравшись в условленное время, приступили было к делу, но чудное происшествие в самом начале, как пишут в предании, не дало его продолжить.

Все материалы, запасенные в первый день, неведомой судьбой оказались через ночь ниже по течению Вятки на другой, отсеченной рвом и речкой, горе, которая действительно представляла собой более просторную и выгодную для строительства селения плоскость, а бок ее источал множество источников.

(В древние времена много естественного относили к сверхъестественному. Впрочем, гора, на которую неведомою силою были перенесены материалы, есть та самая, где находится слобода Инвалидовъ, а так же все другие дома, вновь построенные на горе между Успенским монастырем и Хлыновкою, которая является продолжением нагорного берега реки Вятка, как и Баласково, и называется сейчас для отличия Кикиморною горой, на которой разместился первобытный город Хлынов).

Христиане отнесли это происшествие действию особенного, пекущегося о них Промысла Божьего и, порадовавшись об этом и изобилии истекающей воды, воспели благодарную богу песнь и решили на указанном от него месте заложить город.

хлынов

Началом их строительства было воздвижение на этом месте, согласно данному заранее обету, храма в честь Воздвижения Креста Господня, а затем уже и построение самого города, который наименовали Хлыновом по реке Хлыновице, разделявшей Кикимору от Баласкова и впадавшей в Вятку.

Проанализировав написанное Вештомовым, не остается сомнений в том, где был заложен первый город Хлынов – это место на Кикиморской горе, в районе телевизионной вышки, а никак не у «Вечного огня»..

телевышка

Можно ли отвергнуть версию о том, что первая высадка «ушкуйников» состоялась именно на Кикиморской горе, а затем материалы «чудесным образом» были перенесены на место будущего кремля, в район «Вечного огня»? Давайте не будем торопиться и посмотрим, как события развивались далее…

(Есть версия, что речку Хлыновицу назвали русские таким образом потому, что во время строительства тут пролетала птица, которая кричала -Хлы-хлы-, но это настолько маловероятно, что вряд ли стоит рассматривать. Тем более эту птицу позднее никто не видел, и существует ли она в природе тоже сомнительно. Вероятнее всего эту речку запруживали и когда ее прорывало, своим стремительным течением она очень соответствовала слову –Хлынуть-. Потребность в этом была, т.к. река Вятка тогда текла достаточно далеко от подножия той горы, на которой строили город, а все многочисленные источники из горы не могли удовлетворить необходимые потребности населения, особенно в то время, когда русские  перебрались окончательно в новое селение).

Первые, населившие город жители были переселенцы из Никулицына, а потому, отнятое у Воти городище не могло впоследствии стать многолюдным и полноценным городом. При переселении жители дали обет, что на будущие времена, каждый год из Никулицына в Хлынов приносить образ Бориса и Глеба, как сподвижников закрепления на Вятской земле и вокруг города совершать священный ход.

Построив новый укрепленный город, и обеспечив тем себе дальнейшее уверенное пребывание на Вятке, нужно было подумать о внутреннем распорядке и покое, которого им не хватило в своем прежнем отечестве

Изобретать какие-то новые виды правления переселенцам было  некогда, так как более заботили житейские нужды в новых местах. Наследственное чувство вольности, к которой они привыкли в Новгороде, воздерживало их и от монархического уклада, которого новгородцы и там терпеть не пожелали, хотя могли вызвать кого-нибудь из удельных русских князей владеть над собою. Удерживал их между собой образ самоуправления, походивший более на безначалие, в результате чего они могли бы рассыпаться, если бы не обстоятельства в чуждых местах, связанные с нападениями воти и черемис, вынуждавшие приходить к согласию. Все это связало их в дружелюбное между собой общество, в виде небольшой независимой республики, которая находилась вне тогдашней России.

Итак, мы видим закономерный итог образования нового общества на новой территории. Тяга к независимости и свободолюбие позволили определиться именно с таким способом самоуправления. И это уже не те, родственно-племенные методы управления, бытующие во многих устоявшихся племенах,-  это новый этап саморазвития вновь формирующегося племени вятичей, основанный не на кровно-родовых законах, а на методе логического самосохранения и самоорганизации в условиях агрессивного окружения. Короче, вятичи решили не утруждать себя ничьей властью, а жить своим умом и трудом.

Что из этого получится, давайте проследим далее…..                              В.И.Федяев

09.07.14

Дата: Июль 9th 2014 Категория: Новости сайта

Оставить комментарий