От основания второго города Хлынова до Орлова, Шестакова и Слободского
Размышления о первых русских поселенцах
на Вятской Земле по книге А.Н. Вештомова
«История вятчан со времени поселения их при реке
Вятке до открытия в сей стране наместничества,
или с 1181 по 1781 год»
Мы оставили наших предков на этапе создания ими небольшой независимой республики на Вятской земле, вне состава России того периода. Давайте посмотрим — что с ними в дальнейшем происходило….
Эта новая республика, образовавшаяся в отдаленном месте от России, которая приближалась к ней в основном со стороны Новгородской, была отделена от нее обширными дикими лесами и болотами.
С южной же стороны доступ России перекрывали Волжские Болгары и Черемисы. С востока, к Каме, простирались многочисленные вотские жилища. Вроде бы – вот оно, идеальное место для независимой Республики, люди которой отказались от своего отечества по причине доставляемых им там беспокойств и междоусобиц. Они искали спокойные места, и нашли их на Вятке, но нет!
Жители республики с самого начала поселения беспрерывно стали подвергаться нападениям извне, и чуть не до конца могли быть истреблены. Их стали беспокоить те, чей покой они сами нарушили. Вотяки и черемисы, оправившись от своего первого страха, начали их теснить. Одни, нападая с Востока на Никулицынъ и Хлынов, другие на Кокшаровъ (или Котельнич) с Юго-Запада.
Эти обстоятельства побудили русских через несколько лет перенести и город Хлынов, как главное оборонительное селение, на другое место, положение которого в окружающем ландшафте имело бы вид натуральной природной крепости, и было бы более выгодно для защиты от неприятеля.
Место такое нашли - продолжение того же нагорного берега реки Вятки, лежащее ближе Кикиморской горы к северу и отделено от которой глубоким и широким оврагом на юге. (Это овраг, что после прозвался, и ныне зовется Засорою).
С западной стороны место ограждено рвом, с обширным за ним болотом, с северной также глубоким оврагом. Четвертая, восточная сторона, крутизною своею возвышающаяся над рекою Вяткой, являла собой неприступное звено, отбивающее любое желание штурма поселения. (Звено это то самое, которое занимает ныне (1907 год) Кафедральный и Богоявленский собор, архиерейский дом, а позднее и та часть, где находится сейчас девичий монастырь, Пятницкая церковь и присутственные места до самого глубокого северного рва (Раздерихинский). Тот древний город составлял внутренний позднего города натуральный замок и назывался Кремль-город).
Что же считать основанием города Хлынова- тот первый город на Кикиморской горе или перенесенный на новое место и отстроенный Кремль город и какие это были года, в книге не раскрывается. Их можно вычислить только по косвенным источникам. Некоторые относят образование Хлынова к 1199 году – через 18 лет после взятия Никулицина. В любом случае все эти события происходили до 1324 года, когда началось массовое переселение русских на Вятку. (Официальная версия основания города Хлынова -1374 год).
Именно здесь вятчане построили свой новый град Хлыновъ, причем от прикрытия внутренней территории от неприятельских стрел обстроились так, что город представлял собой замок в виде продолговатого квадрата, составленный из сомкнуто-построенных по периметру его домов, обращенных задами к внешней стороне.
С этого времени город больше не переносился на другое место, а только по увеличению в нем народа, селившегося более для безопасности, от неприятельских поисков, стал расширяться за первоначальные пределы в западную сторону, за край болота на взгорье, а болото было занято винокурней и земской баней.
(На этом болоте, уже несколько обсушенном, находится сейчас (от автора – 1907 год) торговая площадь, лавки, Спасский собор и так называемый Земский колодец по бывшей близ его Земской бане, а позднее Земской или судной избе).
При расширении в эту сторону, город становился беззащитен с запада, так как опасность от Воти и Черемис только усиливалась по мере расширения селений русских, занимавших угодья своих соседей.
Вскоре до вятчан дошли слухи, что Татары напали на Русь и завладели ею. Тогда со стороны запада город обнесли тыном.
Начали тын от южного оврага, т.е. от Засоры – с того места, которое находится над так называемым Епиховым потоком или ключом, и вели его параллельно с западным горизонтом до другого оврага с северной стороны (Раздерихинского), прилегающего к городу, сделав на проезжих дорогах в город ворота.
Вятчане сами же усугубляли свое пребывание здесь обетами перед Богом. Когда Вотяки, разоряя селения христиан, с особенной жестокостью разоряли те, в которых были церкви. Поселенцы, в дополнение ко всему, дали еще один обет, чтобы образ Победоносца Георгия приносить из нововозведенного Волковского погоста ежегодно в город Хлынов, встречать его всем священным собором, и со свечами вокруг всего города совершать священный ход.
К такому обету дало повод следующее обстоятельство: вятчане приметили одно селение вотяков, чуть выше Никулицына, захватили его и построили там церковь, во имя Победоносца Георгия, чтобы перекрыть и обезопасить город Хлынов с той стороны, переименовав его в Волково (из-за большого количества волков). Раз уж Воть не помешала русским переименовать селение в Волково, и не разрушила его, тогда и в других местах, близ его, стали строить селения и церкви, чтобы были поближе к Хлынову, но на противоположной стороне реки Вятки. Были построены церкви – одна в память Богоявления, а другая воскресения Господня с погостами при них.
Воть, заметив активное расширение вятичей, стала не только на церкви, но и на все их селения нападать и разорять, однако волковский погост, сколько не пытались истребить, всегда терпели неудачу. Христиане отнесли это к помощи святого Георгия и для помощи в будущем от набегов Воти и Черемис дали тот обет, о котором говорилось выше, а вместо двух храмов Богоявления и Воскресения построили в память о тех событиях два храма в городе Хлынове, один внутри, а другой в конце его.
(Обет этот длительное время выполнялся на Вятке, с образом Святого Георгия приносили из Волково хранимые там стрелы, которыми Воть стреляла при драках с Вятичами. Суеверные христиане почитали их за святыни, лечили ими болезни, пили с них омовенную воду и протирали глаза).
Неспокойно было русским в этих странах. Возможно, Вотяки и Черемисы своими постоянными нападками и драками и вовсе бы их истребили или принудили покинуть эти места, если бы количество переселенцев не приумножилось выходцами и беглецами из Новгорода, а так же с Двины и из Устюга. Первые соседские контакты переселенцы действительно имели с русскими, жившими по Двине и в Устюге. Хотя и отделены были друг от друга лесами, но свели знакомство, а в будущем те стали на Вятку переселяться из-за умеренного климата, хороших для хлебопашества земель и вольности, в которой жили Вятчане, не платя податей и не неся службы. Самое большое переселение к Вятке было около 1324 года времен Князя Московского Георгия Даниловича, который принудил устюжских князей платить дань силою. Это переселение послужило основанием новых трех городов: Шестакова, Орлова и Слободского.
Поток этой волны переселенцев составили люди, выходцы из Новгорода и шли они через Устюг, где к ним присоединилось много двинян. При Устюге разделились на две партии, одна из которых продвигалось на Вятку через реку Молому, и поднявшись от ее устья чуть повыше по Вятке, построили селение Орловъ.
Другая партия, держась восточнее, вышла на реку Летку и, спустясь до устья на плотах, построили городок между устьем Летки и Вятки. Но так как это место по весне заливалось водой, пришлось его оставить и уйти вверх по Вятке и там поселиться. Остальные спустились ниже устья Летки и построили городок Шестаковъ. Из этого селения часть людей позднее отделилась и на 25 верст ниже по Вятке завели новое селение, названное Слободою, а по увеличению количества людей с Устюга назвали городом Слободским.
Таким образом, к 1324 году мы уже имеем обширную географию поселений русских на Вятской земле, где самые первые захваченные селения Никулицыно и Котельнич закрепились городом Хлыновом с кремлем, а в дальнейшем приросли поселениями Волково, Орловым, Шестаковым и Слободским.
Можно ли назвать агрессивным захватом русскими новой территории или это все же вынужденное переселение народов? Нигде в повествовании этой книги мы не видим какой-то направленной агрессии против местного населения, наоборот – видим стремление уйти от ставшего невозможным притеснения их на своей отчизне. Никакие ушкуйники так и не встретились нам, это обычный рабочий люд, мастеровые, а не разбойники и воины.
Люди искали новых земель, чтобы жить свободно, растить детей, обрабатывать земли. Это естественное желание каждого человека. Любое переселение народов непременно связано с какими-то притеснениями одних другими, и вынужденным уплотнением или вытеснением коренных жителей с насиженных мест. Можно ли осуждать их за это? Скорее всего, вряд ли – это процесс бесконечный, который даже на сегодняшний день не прекратился. В итоге миф о основании города Хлынова новгородскими ушкуйниками как то постепенно рассеивается и приобретает совершенно другую форму.
Но мы еще не закончили наше повествование, подождем следующих публикаций….
Валерий Федяев 17.07.2014