Заселение русскими земли Вятской. Часть 4. или начало притеснения Вятчан князьями и о явлении образа Св.Николая
Добавить комментарийРазмышления о первых русских поселенцах на Вятской Земле по книге
А.Н. Вештомова «История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год»
Третью часть повествования мы закончили массовым приходом на Вятскую землю русских из новгородских, двинских земель, Устюга и образования новых городов Орловъ, Шестаковъ и Слободской.
Мы говорим «Вятчане… вятчане…», а кто такие Вятчане. Попробую дать определение им, используя терминологию А.Н.Вештомова из вступления:
Вятчане – это молодое племя россиян, из первых поселенцев (времен Святослава III Всеволодовича 1196-1252г.г.) на реке Вятке на самом стыке между Вотской и Черемисской землей и прозвавшееся так для отличия от прочих россиян, Вятичей и Вотяков.
Так как к потомкам первых Вятичей подселилось много других русских людей с разных сторон, то живут Вятичи рассеянно по всей губернии. Подушная перепись 1897 года насчитала 348715 душ мужского пола. Наиболее густо заселены по течению Вятки в Котельническом, Орловском, Вятском, Слободском и Нолинском уездах.
Вятчане имеют много сходного меж собой (наречие, вид, одеяние), в отличие от жителей других уездов. Они малорослы, более других набожны, добродетельны, человеколюбивы и друг к другу доброжелательны.
Давайте проследим их дальнейшую судьбу …
Чем больше людей прибывало на Вятскую землю, тем чаще местные князья стали искать своих беглых работников среди Вятских, как по своей инициативе, так и по понуждению Великих и Новгородских князей, чтобы вернуть их или покорить своей властью. Причиной было то, что земли стали пустовать, умалялось могущество князей, а Вятчане, почуяв силу, сами стали совершать набеги на места, из которых происходили.
Все попытки устюжских князей посылать сюда отряды для пленения беглых, были безуспешны. Основная причина неудач – дикие и обширные леса с огромными болотами, ограждавшие эти земли с севера. Если все же устюжским отрядам удавалось подойти поближе к селениям Вятчан, то их или разбивали или прогоняли прочь.
Одна из самых значимых битв того периода – битва в Раздерихинском овраге, которую и до сих пор вспоминают на Вятке, а на месте ее установлена часовня и проходили гуляния под названием Свистопляска.
По свидетельству двинского летописца Великим Князьям, в итоге, удалось через Устюжских и Костромских князей привести Вятчан в зависимость, а землю стали называть волостью Великих Князей, но Вятчанам была предоставлена прежняя вольность, подобно Новгородской, по причине их буйности и отдаленности от основных земель.
В череде этих событий нельзя обойти вниманием одно из явлений, которое имело значительное влияние на жизнедеятельность Вятчан, тем более по хронологии событий оно попадает именно в этот период, хотя не может быть напрямую связано с политическим и экономическим формированием развития нашего края.
1383 год (в двадцать первое лето княжения Дмитрия Ивановича Донского) прославлен был на Вятке чудным явлением образа Святителя Николая, о чем предания так гласят:
«Случилось одному деревенскому жителю идти лесом, и увидел он в чаще, у речки (позднее река Великая) свет, как от множества свечей. Постояв при этом явлении, пошел дальше. Возвращаясь обратно, через это место, на месте свечения увидел икону Св.Николая и взял ее себе в дом, никому не рассказывая.
Тем временем крестьянину той же деревни, 20 лет лежащему в расслаблении (разбит был параличом), явился во сне Св. Николай и велел идти в дом к соседу, у которого находился образ, и помолиться ему, пообещав от этого исцеление. Больной сначала отверг это явление, но за ним последовало еще одно, тогда уже он не стал противиться, сказал об этом своим домашним и велел вести его к соседу. В доме он стал молиться на образ, приложился к нему и выздоровел телом.
Происшествие облетело все ближние деревни, жители собирались посмотреть на больного и на икону, в итоге решив поставить на этом месте часовню, а в ней поместить образ Чудотворца.
Слава о чудных деяниях пошла по всей Вятской стране и многие христиане стали сюда съезжаться для поклонения и обещали воздвигнуть храм во имя Святителя Николая в этом селении. Послали человека в Москву, к митрополиту Пимену для благословления постройки того храма. Митрополит послал к Вятчанам грамоту на построение и Антимис (четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат, с вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика) на освящение храма. Получив соизволение, начали строить, но заложив в первый день основание, не нашли утром материалов в этом месте, так как все было перенесено в другое, болотистое место, на котором в итоге и построили храм. А место это постепенно стало обсыхать и болото ушло.
Не напоминает это вам похожую легенду с началом строительства первого города Хлынова? История повторяется.
Образ Святителя недолго оставался на этом месте, так как из-за набегов Черемис пришлось его перенести в город Хлынов для безопасности, где в честь его и был воздвигнут храм в кремле. Однако, при попытке перенести образ, никто не мог сдвинуть его с места, несмотря ни на какие усилия и моления священников. Тогда был созвали совет и решили каждый год совершать ход с образом Св. Николая на реку Великую и возвращать обратно, встречая за семь верст на Филейке, что до сих пор и происходит.
Об Великорецком крестном ходе и явлении иконы Николая Чудотворца много имеется легенд, написано книг, трудов, но откуда взялась икона на берегу той реки нигде не говорится.
Образ Святителя, по А.Н. Вештомову, попал к этой речке гораздо раньше того времени, когда его нашли. Вятчане из Котельнического посада строили селение по реке Кобре, впадающей в Молому, имея при себе ту икону Николая Чудотворца. Когда же Черемисы, с реки Пижмы, делая набеги на селения русских на Кобре, разорили и их селение – жители, убегая в сторону реки Великой, зашли в это лесное место и спрятали икону там. Впоследствии, когда выбирались из леса, просто ее забыли.
Но, продолжим наблюдать какие еще напасти ожидали наших предков в этих глухих, неприступных в первого взгляда местах:
Когда Россия стала избавляться от зависимости Орды над собой, новый Хан Тохтамыш, объединявший все орды под единую свою власть и, возлагая прежние узы на Россию, решил связать ими и Вятчан, не подчинявшимся Татарам.
Он, желая отомстить Князю Василию Дмитриевичу, узнав от Волжских и Камских Черемис о Вятчанах, составлявших волость великокняжескую, послал войско под предводительством своего князя Бектута на Вятку в 1391 году. Большую часть селений и все города вятские тот разорил и пограбил, многих жителей убив, остальных взял в плен, отпустив только тех, кто дал за себя выкуп. Но это нашествие еще не послужило началом Татарской власти над Вятчанами, т.к. Бектут, исполнив карательную миссию, вернулся в Орду для помощи Тохтамышу, теснимому Тамерланом.
Вятчане и после этого остались еще на несколько лет свободны от татарской власти и занялись восстановлением своих разрушенных городов и селений, пока татары, прознавшие про эту землю и путь через нее путь на Устюг, не стали снова их беспокоить, в том числе принуждая участвовать в своих походах в устюжские земли.
Десять лет спустя после Бектутова нашествия на Вятку, в 1401 году прибыл в Хлынов Князь Суздальский Семен Дмитриевич, который с братом своим Василием сопровождал Тохтамыша к Москве и способствовал ее взятию.
Но, пробыв в Вятке только 5 месяцев, скончался.
Известно, что Великий Князь не назначал Князя Семена Дмитриевича на княжение в Вятской стране, хотя территория все еще числилась великокняжеской волостью, скорее он отбывал здесь наказание за свои провинности и намерение отнять Нижний Новгород.
Таким образом, спокойные времена на земле Вятской закончились и впереди их ждали серьезные испытания. Однако, за 200 лет своего существования, Вятчане достаточно крепко освоились и укрепились на Вятской земле, сформировались как новое племя со своими устоями, традициями, ценностями, вырастили не одно поколение свободолюбивых, умеющих постоять за себя мастеровых и воинов.
Что приготовили им последующие годы, узнаем из продо