(КОНСИСТО’РИЯ – Учреждение при епархиальном архиерее с административными и судебными функциями.
Двухэтажные кирпичные палаты духовной консистории начали строить при архиерейском доме в 1746 году.
К 1752 году строение подвели под крышу, а после опустошительного пожара «в великой спешке» закончили, приспособив для временного проживания епископа.
Стены здания выложены из кирпича увеличенного размера на известковом растворе, перекрытия над первым этажом сводчатые, над вторым – плоские деревянные. Жёсткость здания обеспечивает система перекрёстных капитальных стен. Фасады сейчас совершенно лишены декора, и только при тщательном обследовании их были обнаружены остатки характерных для середины XVIII века кирпичных профилированных «ушастых»наличников.
Каменные консисторские палаты , скромный памятник архитектуры, для нас являются живым и бесценным свидетелем того, как уже в середине XVIII века давние традиции деревянного зодчества взаимодействовали с тем новым, что принесло с собой начало каменного строительства на вятской земле.
1. Часть рисунка семинариста П.Анисимова «Вид зданий с главной торговой площади Вятки», 1802 год (реставрация Л.Безверховой). http://tornado-84.livejournal.com/84650.html
Как выглядели архиерейские палаты и здание духовной консистории в начале 19-го века, мы можем увидеть на рисунке вятского семинариста Петра Анисимова. Здесь показан лишь фрагмент этого рисунка, где изображен комплекс построек архиерейского двора. При этом семинарист Анисимов изобразил довольно живую сцену – выезд архиерейской кареты, запряженной шестеркой лошадей цугом. Двое человек на площади почтительно кланяются епископу. Итак, под №1 здесь изображен Троицкий кафедральный собор: пятиглавый холодный храм и теплый храм с двускатной крышей. №2 – это ныне жилой дом №18 по Динамовскому проезду, до революции это было здание духовной консистории. На рисунке представлен первоначальный облик здания, которое выглядит как старинные каменные палаты: небольшие окна, внутренние стены отмечены снаружи лопатками. Перекрытия первого этажа в этом доме сводчатые, стены второго этажа поставлены с уступом. Столь архаичный вид здания объясняется тем, что строили его еще по старинке, без архитекторского проекта и несколько ранее архиерейских палат – в 1740-е годы. Затем здание многократно перестраивали. После революции здесь разместился исполком Вятского горсовета, дом на какое-то время стал центром городской жизни – под его окнами на большой площади проходили многолюдные митинги, вроде этого:
2. Бывшие палаты Вятской духовной консистории, 1746-1752 гг. Фото нач. 1920-х гг. (ГАСПИКО).
В центральном объеме здания – без поздних боковых пристроек и третьего этажа – легко можно узнать те самые каменные палаты Вятской духовной консистории, что изобразил вятский семинарист Анисимов. До нашего времени здание сохранилось почти без изменений, а сфотографировать по-хорошему его сейчас трудно – из-за растущих рядом деревьев, поэтому я не помещаю здесь его современных снимков.
Продолжим рассмотрение рисунка Анисимова: №4 – архиерейские конюшни (это здание тоже сохранилось – в перестроенном виде), №5 – архиерейские , №6 – крытый переход из палат в собор (построен в кон.18 в.). (Здесь неточность – не из палат, а из архиерейского дома в собор).
После сильного пожара 1752 года нанес непоправимый ущерб даже каменным зданиям кремля – выгорел и стал рушиться каменный Троицкий собор, построенный всего за 70 лет до пожара. В его массивных стенах сгорели деревянные связи, примененные при постройке за неимением железных. Стены собора стали расползаться, и вскоре служить в нем уже не было никакой возможности. Тогда же выгорели и старые архиерейские палаты.
Решено было сначала полностью перестроить кафедральный собор, а уж затем приниматься за постройку нового архиерейского дома. Вятский епископ на время переехал жить в здание духовной консистории.