Заселение русскими земли Вятской. Часть 6 или подчинение Вятчан российской великокняжеской власти.
Добавить комментарийРазмышления о первых русских поселенцах на Вятской Земле по книге
А.Н. Вештомова «История вятчан ….»
Пятую часть повествования мы закончили попыткой Великого Князя Василия II прибрать Вятчан к своим рукам, закончившейся ничем, из-за коррумпированности его доверенных лиц….
В 1459 году Кыпчакский хан Сиди Ахмет (Кыпчакское ханство — раннее государство, на территории современного Казахстана) в отместку за то, что Великий Князь посылал свое войско для завоевания Вятской земли, от него в то время зависящей, отправил большой отряд против России.
Однако, Василий II не только разбил это татарское войско при переправе через реку Оку, снарядив ополчение, возглавленное сыном своим Иваном Васильевичем, но в том же году организовал повторный поход против Вятчан с воеводами князьями Иваном Юрьевичем, Иваном Ивановичем и Дмитрием Ряполовским.
Эти военачальники, прибыв под вятские города Орлов и Котельнич, жители которых пытались сопротивляться, завоевали их силой. Затем дошли до самого Хлынова, и осадили его. Держали город в осаде столько, пока хлыновчане сами не осознали, что после взятия Котельнича и Орлова им не удержаться против великокняжеских войск, поэтому засвидетельствовали свою покорность Великому Князю и предались его воле.
После покорения главного города Вятской земли и остальные вятские города Шестаков и Слободской последовали его примеру. Таким образом в 1459 году совершилось покорение Вятчан Российской самодержавной властью. Татары же, жившие среди Вятчан, оставлены были там на помещичьем праве.
Когда Татары господствовали над Вятчанами – их ханы для надзора и сбора дани определили на Вятку несколько представителей из княжеских татарских родов, которых Вятчане именовали – Вятские Князья. Ханы платили наместникам за службу помещичьим правом на Вятчан и соседствующих Вотяков. При покорении Вятской страны Российской властью эти «князья» также признали себя Российскими подданными и удержали помещичье право, но только в отношении Воти.
Вятчане, которые раньше только вредили России, по присоединении стали для нее очень полезны, особенно в военных действиях.
Сын Василия Темного, Великий Князь Иван Васильевич Важный (Великий), решил навсегда прекратить новгородские мятежи, отняв у Новгорода земли, лежащие по Двине, тем самым ослабив могущество непримиримого города.
В 1470 году он отправил к Вятчанам своих воевод Василия Федоровича Образцова и Бориса Слепца, повелев предкам нашим следовать к Устюгу, где соединившись с Устюжанами и Вологодцами, выступить совместно против Новгородских земель. Этот мощный отряд, почти 4000 человек, значительно усмирил бунтующий Новгород, а после, в 1472 году, участвовал в покорении Перми.
Вятчане также помогали Великому Князю решать проблемы с казанскими татарами. Они, спустившись на судах по Вятке, Каме, в Волгу, перехватывали принадлежащие татарам суда, захватили и пограбили на Волге татарский город Сарай.
Однако, начавшаяся буря все суда с товаром и людьми потопила. (Это по повествованию Вештомова).
А так описывают этот поход другие источники:
‘Того же лета, в тоу же пороу, идоша Вятчане Камою на низъ и въ Волгоу в соудехъ и шедше взяша градъ царевъ Сарай на Волзе и множество Татаръ изсекоша, жены ихъ и дети в полонъ поимаша и множество полоноу вземше, возвратишяся. Татарове же Казаньстии переняше ихъ на Волзе, Вятчане же бившеся с ними и проидоша здравии съ всемъ полономъ, и многие тоу отъ обоихъ падоша’ (Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191);
‘А того же лета Вятчане шед суды Волгою на низ взяша Сараи, много товара взяша, и плен мног поимаша. Слышевше се Татарове Большие орды, понеже близ ту кочевали за один день, и тако многое их множество поидоша переимати их, и поимавше суды и всю Волгу заступиша суды своими, хотяще их перебити, они же единако пробишася сквозь их и уидоша со всемъ, а под Казанью тако же хотеша переняти их, и тамо проидоша мимо тех со всем в землю свою’ (Московский свод. ПСРЛ. Т. 25, стр. 291);
«Того же лета ходили Вятчане ратью на Волгу. Воивода был у них Костя Юрьев. Да взяли Сарай и полону бесчисленная множество и княгинь сарайских’ (Устюжская летопись. ПСРЛ. Т. 37, стр. 93).
‘Тое же зимы (сообщение дошло зимой?) Вятчане съвокупльшеся, шедъ взяша Сарай Великий, Татаръ всехъ изсекоша, а сущее все разграбиша, а инии мертвыхъ раскопываючи грабяху«. (Львовская летопись. ПСРЛ. Т. 20, стр. 296).
Эти разъезды Вятчан и спровоцировали месть от татар. Они не забыли, что эти люди совсем недавно были их подданные и не могли равнодушно сносить то, что Великий Князь отнял их земли, которые служили пополнением добычи и открывали свободный доступ в Двинские земли. Ждали только удобного случая, чтобы снова Вятчан подвести под свою власть или хотя бы жестоко отомстить за их набеги. Такой случай подвернулся.
Так как Великий Князь был занят новгородскими делами, а на Вятке ни воевод, ни войск не было, Татары в 1471 году под предводительством самого Хана, неожиданно пришли на Вятку. Жители вятские успели укрыться в своих городах, и оказывали Хану сильное сопротивление везде. Не сумев взять ни одного города, и понеся большой урон, татары, чтобы унять свою ярость, по обратной дороге в Казань разоряли мелкие селения, а жителей или убивали, или забирали в плен.
Между тем Великий Князь, покоряя одну область за другой, твердостью духа приведя к покорности Великий Новгород, и учитывая, что власть татар над Россией исчезла со смертью в 1481 году Кыпчакского Хана Ахмета, обратил внимание на покорение самих татар, и в первую очередь казанских.
Когда были предприняты походы к Казани, многие Вятчане, желая возместить разорения от татар, решили воспользоваться поводом. Соединившись с Устюжанами, они спустились на Каму и стали по ней курсировать, при этом многих татар разоряя и захватывая в плен. Это происходило около 1488 года, и не столько из усердия перед Государем, сколько из собственных интересов, т.к. даже после покорения Вятчане некоторое время были предоставлены сами себе.
Независимость Вятчан к этому времени достигла высшей степени, к тому же активизировались крамольники, которые рассказывали народу о прежней неподвластности от Великих Князей. В связи с этим, Иван Великий, еще до приведения Казани под свою зависимость, обратил внимание на события, происходящие на Вятке. Его обеспокоила непокорность и своеволие этого народа, подобно мятежам Великого Новгорода, потому в 1482 году посылает он на Вятку воевод своих князя Василия Ивановича Щеня и Григория Васильевича Морозова с войском, которые пройдя по вятским городам пограбили их, а лучших людей выслали за пределы вятской земли.
Однако, этим своевольство Вятчан не было прекращено, потому в 1489 году Государь, разобравшись с Казанью, решил обуздать Вятчан по-настоящему, чтобы они на будущее даже не могли и думать о крамолах. В этом же году он послал князя Данилу Васильевича Щеня с войском, который захватил вятские города и принудил жителей дать торжественно присягу Великому Князю и его приемникам.
После того он повелел Вятских бояр и других богатых людей с женами и детьми выслать в Москву, откуда часть расселил в Боровске, часть в Кременске, а торговых людей в Дмитрове, так же повелел дать им земли для пропитания. Виновников же мятежей и возмутителей спокойствия приказал казнить в Москве. Татарские же князья, оставшиеся на Вятке после татарского владычества, признали над собой власть Великого Князя, приняли подданство России и отпущены были обратно на Вятку.
(Поместья этих татар были в 30 верстах от Хлынова и 6 верстах от Слободского, там, где сейчас татарская деревня Карино).
После торжественной присяги Вятчан, Князь Иван Васильевич Великий усилил свою власть на Вятке, поставив править там своих начальников, подчинив Новгородскому приказу.
Таким образом, Иван III, покорив Новгород и его области, Пермь, Вогуличей (манси) и Вятчан, распространил свою власть до самого уральского хребта и открыл свободный путь для дальнейших завоеваний. Решил он покорить многочисленный Югорский (Самоедский) народ (ненцев, энцев, нганасан, селькупов), князья которых иногда платили дань Новгороду.
В предпринятом им походе в 1499 году участвовали и Вятчане, вместе с Устюжанами, Двинянами и Вычегжанами, в котором многие племена были покорены, приведены к присяге Государю и обязательствам платить дань. Вятчане вернулись из этого похода вообще без урона.
С этого времени предки наши 43 года наслаждались жизнью под правлением мужественных государей Ивана Васильевича Великого и сына его Василия III Ивановича (отца Ивана Грозного) , т.е. все то время, когда казанские Татары бунтовали и противодействовали российскому государю. За этот период Вятчане узнали цену спокойной мирной жизни, наслаждались ею, сами ни на кого не нападая и от других проблем не имея. Но всему приходит конец, и в 1542 году на их земли со стороны Казани поднялась туча татарских сил.
Вятчанам повезло, что главной задачей этого опустошительного нашествия были не они, поэтому неприятельские войска задели только окраины. Казанские силы поднялись нанести последнюю рану России и конкретно против Великого Князя, рассчитывая на молодость наследника Ивана IV Васильевича, которому в то время было 12 лет.
Многочисленное войско татар, численностью до 40 000 человек, двинулось через Вятскую территорию на Устюжскую землю, жители которой не ожидая набега. В итоге большинстве своем устюжане были убиты или взяты в плен, а селения разорены и разграблены. Пресытившись кровью и добычей варвары возвращались тем же путем, каким шли в Устюжские земли. Ступив в пределы Вятчан, на реке Моломе татары стали делать плоты, с намерением на них спуститься по Вятке и Каме в Волгу. Вятчане же, узнав об их намерениях, собрались из всех городов и окрестностей к городу Котельничу и устроили засаду в устье этой реки, чтобы преградить татарам путь. Не зная об опасности, татары стали сплавляться, но доплыв до скрытой заставы, Вятчане напали на них со всех сторон и полностью разбили. Удалось во время боя убежать только луговым Черемисам, бывшим с татарами, которые лесами ушли к реке Пижме, в Казанские пределы.
Столь похвальное действие Вятчан, даже если оно исходило не только из мести единому для России и соседей врагу, а жаждой собственного обогащения, было последним серьезным военным действием наших предков. А через десять лет после разрушения царства Казанского, они стали жить мирно и спокойно под правлением добрых Государей, окруженные невоинственными и единую власть признающими соседями.
Вот с таким положением дел мы подошли к событиям на Вятке к середине 16 века…, пробежались по всем стадиям противоборства Вятчан российской великокняжеской и не только власти, которые колебались от полного неприятия, затем видимой «покорности» до полного вынужденного подчинения воле сильнейшего. Но даже в тех условиях Вятчане всегда находили способ, пусть ненадолго, но вырваться из нежелательной зависимости перед кем-то. Похоже, хитростью наших предков Бог не обидел. Любая, даже малейшая возможность освобождения была ими использована. Эта черта характера похоже, передается и нашим поколениям. При видимой покорности дух независимости периодически вырывается наружу, особенно эта тенденция становится заметна в последнее время.
Но на этом история не заканчивается… Продолжение следует…
В.И. Федяев
14.10.14
Для сведения: Часть1 http://fedjaev.blog.ru/213187155.html
Часть 2 http://fedjaev.blog.ru/213199987.html
Часть 3 http://fedjaev.blog.ru/213339795.html
Часть 4 http://fedjaev.blog.ru/213415843.html
Часть 5 http://fedjaev.blog.ru/214320387.html
Ноябрь 17th, 2017 - 09:00
Уважаемый В.И.Федяев.Статья интересная, но будьте так любезны разъяснить или выскажите свое предположение,каким образом 4000 татарскому войску удалось добраться до Великого Устюга.Сильно сомневаюсь, что Вятчане их добровольно пропустили по реке Вятке и Моломе, где были размещены Скорняковское.Центральное, Ковровское и Шабалинское городища.Если ушли на конях, то каким сухопутным путем. С УВажением Анатолий.
Ноябрь 17th, 2017 - 12:16
Добрый день, Анатолий! Спасибо за отзыв и интерес к теме. Что могу пояснить. 40 000 войску татарскому удалось пройти через Вятские земли спокойно по той причине, что вятчане не были целью этого похода и задевало их интересы только питание войска по пути. Ввязываться в войну с татарами на том периоде, когда войско ещё свежее и следующее налегке, думаю было бы не разумно. А вот на обратном пути, когда татары подустали, и были обременены награбленным добром и соответственно менее мобильны, наступил благоприятный момент нанести поражающий удар. Наши предки поступили, думаю, вполне разумно.
Ноябрь 18th, 2017 - 06:28
Благодарю за ответ,уважаемый Валерий Иванович.Только для меня все равно нет ясности в данном вопросе.Некоторые краеведы указывают, что татар было 4 тысячи, а не 40 тысяч.Если он были на конях, то где прошел их путь по суше?.»Возвращались тем же путем…»В ту пору основными дорогами служили реки.Получается, что конницу тоже поднимали на речных судах?Прошу прощения за дотошность, но я родился и вырос на устье реки Молома и мне данный вопрос не безразличен.
Ноябрь 18th, 2017 - 06:28
Благодарю за ответ,уважаемый Валерий Иванович.Только для меня все равно нет ясности в данном вопросе.Некоторые краеведы указывают, что татар было 4 тысячи, а не 40 тысяч.Если он были на конях, то где прошел их путь по суше?.»Возвращались тем же путем…»В ту пору основными дорогами служили реки.Получается, что конницу тоже поднимали на речных судах?Прошу прощения за дотошность, но я родился и вырос на устье реки Молома и мне данный вопрос не безразличен.
Ноябрь 18th, 2017 - 10:04
Уважаемый Анатолий, количественный состав татарского войска, конечно может варьироваться, согласен, т.к. каждый летописец описывал события с той, стороны, с которой они выглядели бы выигрышнее. Это особо сути не меняет, но я склонен доверять А.И.Вештомову, т.к. он первый объединил во едино все имеющиеся на тот момент сведения о земле Вятской, используя имеющиеся на том момент материалы, многие из которых на сегодня утеряны.
Моё предположение таково: в путь на Устюг татары двигались на конях, как обычно, без обозной части.Пройти сухопутным путём до Устюга особых проблем не вызывает.
Согласен, что «В ту пору основными дорогами служили реки», но только не для татар, тем более грести против течения.
«Степняки, привычные более к коню, чем к ладье, не имели ни ловкости, ни сноровки в управлении ими» – это по книге Верещагина А.С. «Замечательные, но забытые вятчане», Вятка, 1894 г..
А вот в обратный путь они вынуждены были спускаться реками, т.к. везти награбленное на конях достаточно затруднительно, а сплавиться по течению особого навыка судоходного не требуется.Те, кто не был задействован в сплаве, возвращались так же на конях, ведя с собой свободных коней в пристяжку.
Ноябрь 20th, 2017 - 22:31
Уважаемый Валерий Иванович,спасибо, что находите время для общения с юным краеведом.Хотелось бы еще уточнить ряд вопросов по вышеуказанной теме.Можете ли вы,хотя бы ориентировочно, указать дату битвы на устье реки Моломы вятчан и татарского войска.Второе. Среди историков бытует мнение, что черемисов/марийцев/, участвовавших в данном походе, вятчане отпустили с миром, т.к. те сослались на то,что татары их принудили к участию. По моему твердому убеждению, человека сложно заставить грабить, убивать,насиловать, конвоировать пленных и нести награбленное. По вашей версии, черемисы сбежали с поля боя в ходе сражения. Так же предполагаю, что татарское войско должно было форсировать реку Вятка в брод в каком то месте. или есть варианты ее обойти? Говоря о численности сражавшихся, рационально обратиться к краеведам г. Великий Устюг. Они обязаны знать какой количественный состав татарского войска уничтожил их город, а так же ограбил, взял в плен жителей данного города.Если можете, то подскажите пожалуйста, кто из историков может владеть данной темой.И еще, удалось ли вятчанам взять в плен главарей татарского войска, если да, то какова их дальнейшая судьба. Судя по имеющимся историческим сведениям, вышеуказанная битва должна была происходить на воде, т.е.непосредственно в русле реки Вятка.Однако, без сражения на суше, тоже не могло обойтись, учитывая большую численность татарского войска и объединенный отряд вятчан. В таком случае невольно напрашивается вывод, как поступили с трупами убитых?Территория Ковровского и Шабалинского городища не позволяет захоронить такое количество убитых.К тому же. на Шабалинском городище уже существовал древний могильник.
Ноябрь 21st, 2017 - 06:11
Доброе утро, Анатолий!
1.Дату точную, конечно никто не назовёт вам, но битва на устье Маломы произошла предположительно в период июля-августа 1542 года. Это исходит из описания: «В 1542 году Русское государство и Казанское ханство вели дипломатические переговоры. В Москву приезжали крымские князья и мурзы, сторонники великого князя. В июне Сафа-Гирей прислал в Москву «своего человека с грамотой о мире». Однако «послов добрых людей» Сафа-Гирей не направлял в Москву, затягивая переговоры. Набеги казанцев продолжались: «казанские татары, пройдя через Вятку в числе 4000, сожгли на Дылкове две церкви и 73 двора. После того татары были разбиты вятчанами близ Котельнича. Это было седьмое разорение Устюга, после которого устюжане были освобождены на три года от платежа всех повинностей». Осенью 1542 года казанский хан Сафа-Гирей с большим войском совершил поход на восточные русские земли, разорив и попленив муромские «места». Мирные переговоры с Казанью были прерваны.».
2. Вопрос о том – можно ли заставить человека грабить, убивать, насиловать может быть и под вопросом, но конвоировать и нести награбленное – это в то время было в порядке вещей, учитываю нелюбовь черемис к славянам.Далеко ходить не надо и русские, попав в подобные условия вынуждены были выполнять требования сильной стороны.
3. С кем можно пообщаться по этому вопросу, можно попробовать с о.Александром Балыбердиным
4. Что касается трупов во время сражения, я думаю, там особо не заморачивались с погребением, а спустили вниз по течению по воде.