Еще один информационный щит появился в нашем городе вблизи «Вечного огня» . На этот раз он объединил сразу два объекта: Духовную консисторию и разрушенный Кафедральный собор.
КОНСИСТОРИЯ – Учреждение при епархиальном архиерее с административными и судебными функциями.
Двухэтажные кирпичные палаты духовной консистории начали строить при архиерейском доме в 1746 году.
К 1752 году строение подвели под крышу, а после опустошительного пожара «в великой спешке» закончили, приспособив для временного проживания епископа.
Стены здания выложены из кирпича увеличенного размера на известковом растворе, перекрытия над первым этажом сводчатые, над вторым – плоские деревянные. Жёсткость здания обеспечивает система перекрёстных капитальных стен. Фасады сейчас совершенно лишены декора, и только при тщательном обследовании их были обнаружены остатки характерных для середины XVIII века кирпичных профилированных «ушастых»наличников.
Каменные консисторские палаты , скромный памятник архитектуры, для нас являются живым и бесценным свидетелем того, как уже в середине XVIII века давние традиции деревянного зодчества взаимодействовали с тем новым, что принесло с собой начало каменного строительства на вятской земле.
Троицкий кафедральный собор стоял в кремле . Первый собор построил владыка Иона (Баранов) в 17 в. В храме хранился Великорецкий образ святителя Николая.
Скомпонованный из нескольких разновеликих объёмов, храм имел престол Живоначальной Троицы, два придела – Николая Чудотворца и Михаила Архангела, отдельно стоявшую пятиярусную колокольню с церковью Симеона Столпника во втором ярусе, тёплый переход от колокольни к церкви построен позднее, и церковь Всех Святых Киевских в подвальном помещении.
Пятый ярус колокольни, выше звонов, с помещением для башенных часов, завершался шпилем. Всё это вместе взятое и создавало изумительно динамичный силуэт бывшего хлыновского кремля, просматривающийся со всех сторон, но наиболее полно – с востока, со стороны речной долины. Несомненно, собор был главным в силуэте, и когда в 1784 году был составлен новый «регулярный» план города, именно на него была направлена одна из основных улиц: колокольня собора замкнула перспективу Московской улицы.
Вятский кафедральный собор стоял в ряду самых значительных барочных храмов российской провинции. В 20-х годах XX столетия как памятник архитектуры он ещё находился в списках охраняемых государством. В апреле 1931 года Вятгорсовет принял решение о его сносе. Перед этим из храма исчез Великорецкий образ. Дальнейшая судьба чудотворной иконы неизвестна.