Именно здесь, на этом месте, в XVII веке находилась самая высокая проездная башня посада — Московская. Она не только являлась самой высокой среди башен посада, но и была поставлена на самом высоком месте города.
Свое название она получила потому, что стояла на старой московской дороге, ведущей в город.
Московская башня была двухярусной – «восьмерик на четверике» (восьмигранный сруб на квадратном срубе), закрыта шатровой крышей с вышкой для караула и была серьезно укреплена. Стены имели четырьмя уровня бойниц (окна для стрельбы), в обе стороны от неё был отрыт ров глубиной две сажени (1 сажень = 2,1 метра), через который был положен деревянный мост с перилами. Ворота в башне двустворные, брусяные с опускными дубовыми решетками.
Выезжающих из Хлынова в направлении Москвы провожала установленная над воротами икона московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Въезжающих встречал Нерукотворенный образ Спасителя – список с одной из наиболее известных вятских икон, которая в 1647 году посетила Москву, да так и осталась в первопрестольной по указу государя Алексея Михайловича, поэтому некоторые старые документы и называют ее Спасской.
Устроена Московская башня была в 1663-1666 гг., когда при воеводе князе Григории Афанасьевиче Козловском посад был опоясан современной для тех лет системой оборонительных укреплений. Тогда же и улица получила название Московской.
Дополнения:
Однако, по предположению А.Г. Тинского, Московская улица существовала в Хлынове ещё в первой четверти XVII века, то есть до устроения Земляного города. Только называлась она тогда иначе – Бритовской – по имени волости, расположенной за городом и заселённой выходцами из бывшего Нижегородско-Суздальского княжества (известно, что Бритовской также называлась местность между рекой Пьяной и г. Арзамасом Нижегородской области). Неизвестно, по своей ли воле переселились под Хлынов нижегородцы или по воле московского князя в результате так называемого «развода Вятки». Скорее всего, верно второе предположение. Известно лишь, что во второй половине XVII века Бритовская улица исчезает с карты Хлынова, а вместо неё появляется улица Московская, ведущая к одноимённой башне Земляного города. Следует отметить, что это переименование никак не оправдывает произвола большевиков: для жителей Хлынова было естественным назвать Московской улицу, ведущую к Московской башне посада, большевики же в 1918-1923 гг. дали вятским улицам названия, не имеющие ничего общего с историей Вятки.
К сожалению, век Земляного города оказался недолгим: в 1700 году страшный городской пожар не пощадил ни одной из башен посада. Пострадала и Московская башня. После пожара 1752 г. большая часть укреплений была разобрана. Последней в их ряду являлась Московская башня, сломанная лишь в 1780 г. Это оказалось символичным: в тот год перестал существовать средневековый Хлынов, переименованный в Вятку. Так ушел в прошлое древнейший героический период истории города.
Долгое время это место пустовало. Лишь в 1792-1795 гг. место старой Московской башни было застроено вятским купцом Иудой Колошиным, который возвёл здесь свою усадьбу – жилой дом с флигелем, дошедшие до нас почти в первозданном виде (ул. Московская, 30 и 32). До последнего времени в Колошинском доме квартировала травматологическая поликлиника. А тогда, в конце XVIII века, он был одним из лучших в городе и своим богатством соответствовал рангу хозяина, торговавшего с Амстердамом и Лиссабоном.