Именно в этом месте, перед домом №26 по ул. Гецена, в XVII веке находилась проезжая башня Хлыновского посада, которая называлась Никитская. В честь кого дано имя этой башне, на сегодня есть несколько версий, но само название башни послужило основой наименования улицы, начинавшейся здесь и ведущей к торгу.
Поставлена она была на Пасеговской дороге и господствовала над оврагом, по которому текла река Засора. Для обороны Хлынова башня имела большое значение, так как перекрывала подступы к Засорному оврагу, протянувшемуся вдоль всей южной границы города. Через ворота в Никитской башне жители города могли попасть в небольшую пригородную слободку, названную позднее Владимирской, по построенной там Владимирской церкви.
Башня было двухъярусной – «восьмерик на четверике» (восьмигранный сруб на квадратном срубе, с тремя уровнями боев. Сверху была закрыта шатровой крышей с вышкой для караула. От нее до Московской башни, поставленной на Московской дороге, проходила земляная стена длиной 205 саженей (1 сажень = 2,1 метра) с двумя «выводами» (выступами).
В 1700 г. городской пожар уничтожил почти все деревянные укрепления Хлынова . Вместе с другими башнями пострадала и Никитская. Больше она не восстанавливалась, поскольку с расширением территории города потеряла своё оборонительное назначение.
Дополнения:
Нетрудно предположить, что название Никитской башни восходит к собственному имени Никита. Известно, что улицы нередко получали названия по имени соседствовавших с ними деревень, слободок, усадеб и дворов. Поэтому самым простым объяснением происхождения названия Никитской улицы будет предположение о том, что когда-то эта улица прошла через крестьянский двор неизвестного нам Никиты, отчего это название и закрепилось за ней. Однако, кажется странным и даже невозможным, чтобы при составлении плана губернской Вятки его авторы предпочли сохранить в названии новой улицы память о «неизвестном Никите», а не об Илье Пророке – одном из наиболее почитаемых на Руси святых. Конечно, их выбор мог быть случайным. А если нет? Тогда это название должно хранить память о каком-то «особом Никите». Но кто он? Ответ на этот вопрос мы будем искать в истории древней Вятки, которая, как известно, была основана выходцами из Великого Новгорода. На наш взгляд, именно этот «новгородский след» и отразился в названии Никитской улицы.
Во-первых, в самом Новгороде есть улица со схожим названием – «Никитинская». Из летописей известно, что в 1389 г. она сильно пострадала от городского пожара. Значит, придя на Вятку, новгородские ушкуйники вполне могли принести с собой и это название. В истории русских городов это случалось не раз.
Во-вторых, именно новгородцем был по происхождению единственный во всей вятской истории человек, фамилия которого могла реально дать название этой улице – Анфал Никитин, заволоцкий воевода, в 1399 г. бежавший из Новгорода в Великий Устюг. Придя в Вятку, Анфал Никитин обрёл здесь столь большое влияние, что в 1409 г. возглавил военный поход вятчан на волжский город Булгар, но был разбит татарами и отведён в Орду. Бежав из плена, в 1418 г. Анфал Никитин попытался вновь вернуться в Вятку, но был разбит другим новгородским беглецом Михаилом Разсохиным, укрепившимся к тому времени в Вятке. Память об этой битве в Раздерихинском овраге сохранили как летописи, так и устное предание. Могло оно сохранить память и о землях, отведённых Анфалу Никитину в «кормление», как о Никитинской – Никитской слободе. А ведущая в неё улица могла получить название Никитской.
Третья гипотеза связана ещё с одним новгородцем, имя которого для всех жителей Новгорода Великого значит примерно тоже, что для вятчан – имя преподобного Трифона Вятского. Это святитель Никита, бывший в 1096-1108 гг. новгородским епископом. Известно, что в середине XIII века он уже почитался новгородцами как святой, в том числе и выходцами из Новгорода – ушкуйниками. Мощи святителя Никиты пребывали «под спудом» в Софийском соборе. Обретены они были в 1558 г., что ещё больше усилило его почитание. Не его ли святой образ находился над воротами в Никитской башне? Тогда это, действительно, может объяснить решение авторов городского плана 1784 г., выбиравших не между святым Пророком и грешным воеводой, а между двумя святыми. К тому же в житии святителя Никиты есть эпизод, удивительно связанный с древней духовной традицией Вятской земли – омывать очи святой водой, чтобы духовно различать друзей и недругов. В бытность монахом Киево-Печёрского монастыря, Никита самовольно уединился для молитвы в затвор, где был долго искушаем бесом, принимавшим вид ангела. Но соборная молитва братии монастыря разрушила наваждение и вернула Никите трезвость ума. Известно, что жителей Хлынова долго называли «слепородами» оттого, что они много сотворили зла своим братьям по вере, не понимая, где добро и где зло? Насколько случайно это совпадение?
И ещё одно предположение. Над воротами Никитской башни мог быть образ другого Никиты – готского великомученика, пострадавшего ещё в IV веке. Память его ежегодно совершается 28 сентября (по новому стилю), на следующий день после праздника Воздвижения Креста Господня. А ведь именно этому празднику был посвящён первый храм, поставленный ушкуйниками в городе. Святой Никита был храбрым воином и твёрдо перед лицом язычников исповедал веру в Крест Христов. И ушкуйники тоже были христианами, пролагавшими путь среди языческих племен. Возможно, именно святого великомученика Никиту они почитали своим небесным покровителем. Или это ещё одно совпадение?
Все эти загадки и предположения приведены лишь для того, чтобы мы ещё раз убедились, с каким колоссальным пластом отечественной истории и культуры связаны старые названия вятских улиц. Однако люди, захватившие наш город в конце 1917 г., не хотели ломать голову над загадками вятской истории. 11 июня 1923 г. они назвали Никитскую улицу именем Володарского (псевдоним Моисея Марковича Гольдштейна) – наркома по делам печати в первом большевистском правительстве, убитого эсером-боевиком в Петрограде в июне 1918 г. Эсер стрелял в наркома, а ранил Вятку и десятки других русских городов, улицы которых получили это имя. Хочется верить, что ранил не смертельно.
Священник Александр Балыбердин,